Авторизация
Версия для слабовидящих Поиск по сайту

Методические материалы

Приложение 
к постановлению Коллегии
Контрольно-счетной палаты города Омска
от 31.10.2008 № 13-п




Методические рекомендации

"О порядке проведения проверок муниципальных предприятий

города Омска"

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами, регламентом Контрольно-счетной палаты города Омска (далее – КСП г. Омска) и предназначены для использования проверяющими в практической работе по проведению проверок муниципальных предприятий города Омска.

2. Целью разработки настоящих Методических рекомендаций является установление единых подходов и принципов по организации и проведению проверок муниципальных предприятий города Омска в части владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Омска.

Данная методика организации проверок муниципальных предприятий позволяет сконцентрироваться проверяющим на выявлении наиболее значимых нарушений и фактов неэффективного использования муниципального имущества в организации финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта.

3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия и определения:

законность владения, пользования и  распоряжения муниципальной собственностью – показатель, характеризующий соответствие операций (действий должностных лиц организаций), являющихся предметом контроля, действующим на момент их совершения нормативным правовым актам, а также  уставу указанных организаций;

эффективность владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом – показатель, характеризующий достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного объема средств.

Иные понятия и определения используются в значениях, определяемых действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами города Омска.

Глава 2. Цель, задачи, предмет, объекты и способы приведения проверки

4. Цель проверки - определение законности и эффективности владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

5. Для реализации поставленной цели в ходе проведения проверки необходимо выполнить следующие задачи:

- провести анализ учредительных документов и иных актов, регулирующих деятельность муниципального предприятия;

- проверить правильность закрепления муниципального имущества за муниципальным предприятием, а также эффективность его использования;

- проверить полноту и своевременность перечисления части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в доход бюджета города Омска; 

- проверить правильность отражения деятельности муниципального предприятия по распоряжению и использованию муниципальной собственности в бухгалтерском учете;

- оценить текущее финансовое состояние муниципального предприятия по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности;

- проконтролировать выполнение утвержденных показателей плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия;

- проверить обеспечена ли результативность и целевой характер использования бюджетных средств муниципальным предприятием, в случаях финансирования его из бюджета города Омска.

6. Предметом проверки является деятельность муниципальных предприятий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

7. Объектами проверкиявляются муниципальные предприятия города Омска.

8. Информационной основой для проведения проверки являются:

- учредительные и иные документы, характеризующие организационно-правовую форму, форму собственности и структуру проверяемого объекта;

- экономическая, правовая и статистическая информация о деятельности проверяемого муниципального предприятия;

- регистры бухгалтерского учета, первичные и иные бухгалтерские, учетные и расчетно-денежные документы;

- бухгалтерская отчетность;

- информационные материалы и документы, полученные по запросам КСП     г. Омска;

- другие документы, полученные в ходе проверки.

При проведении проверки проверяющие руководствуются федеральным, областным законодательством и муниципальными правовыми актами.

Проверки могут проводиться сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы ревизии (проверки).

Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы ревизии (проверки). Объем выборки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по изучаемому вопросу.

Глава 3. Порядок проведения проверки муниципальных предприятий

9.Проверка проводится по следующим направлениям:

9.1. Анализ учредительных документов и иных актов, регулирующих деятельность муниципального предприятия.

Вопросы проверки:

1. соблюдение порядка создания муниципального предприятия, соответствие учредительных документов предприятия требованиям нормативных правовых актов (статьи 113, 114, 294, 295, 299 ГК РФ, Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ), Решение Омского городского Совета от 21.02.2007 № 435 "О порядке утверждения уставов муниципальных предприятий и учреждений города Омска", Решение Омского городского Совета от 27.06.2007 № 32 "О порядке назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий и учреждений города Омска", Решение Омского городского Совета от 21.02.2007 № 436 "Об утверждении нормативных документов по совершенствованию работы муниципальных предприятий города Омска",  Решение Омского городского Совета от 13.06.2007 № 20 "Об управлении муниципальной собственностью города Омска", постановление Мэра города Омска от 05.12.2005 № 518-п "О совершенствовании работы муниципальных унитарных предприятий города Омска").

При проверке, необходимо установить наличие:

- свидетельства о государственной регистрации юридического лица с внесением записи в Единый государственный реестр;

- свидетельства о постановке на учет в ИФНС РФ;

- договоров на банковское обслуживание;

- лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии  законодательством.

В период проведения проверки документов, регламентирующих образование и деятельность муниципального предприятия, необходимо:

- ознакомиться с документом, регламентирующим создание муниципального предприятия, в котором в обязательном порядке должны быть определены величина и источники формирования уставного фонда, а также основные показатели технико-экономического обоснования (основные виды деятельности; обоснование необходимости создания муниципального предприятия; структура муниципального предприятия, функциональная схема его деятельности и управления; укрупненный перечень имущества (включая недвижимое), необходимого для функционирования муниципального предприятия), явившиеся основанием для принятия решения о создании муниципального предприятия;

- установить соответствие заключенного договора (контракта) с руководителем муниципального предприятия типовому договору (контракту), обратив особое внимание на обеспечение им исполнения договорных обязательств;

- проверить доведение до сведения вышестоящего органа руководителем унитарного предприятия следующих сведений: о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют 20% и более акций (долей, паев) в совокупности; о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления; об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя муниципального предприятия, не может совершаться предприятием без согласия структурного подразделения Администрации города Омска, осуществляющего функции по управлению муниципальным имуществом города Омска. Если сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя муниципального предприятия, совершена с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 161-ФЗ, она может быть признана недействительной;

- проверить соблюдение руководителем ограничений, связанных с замещением должности руководителя предприятия. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должность и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью,   
быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в коммерческой  организации входит в должностные обязанности данного руководителя

2. Проверка формирования уставного фонда муниципальных предприятий:

- имели ли место случаи совершения сделок, не связанные с учреждением муниципального предприятия, до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда (статья 3 Федерального закона        № 161-ФЗ);

- соблюдаются ли сроки формирования уставного фонда, учитывая, что уставный фонд муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия (статья 13 Федерального закона № 161-ФЗ);

- размер, порядок формирования и изменения уставного фонда (увеличение, уменьшение), при этом необходимо иметь в виду, что размер уставного фонда муниципального предприятиядолжен составлять не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законодательством на дату государственной регистрации муниципального предприятия, и с учетом размера его резервного фонда не может быть больше стоимости чистых активов предприятия (статьи 12, 14, 15 Федерального закона      № 161-ФЗ);

- проводилась ли обязательная рыночная оценка имущества, закрепляемого за муниципальным предприятием при его учреждении (пункт 5 статьи 8 Федерального закона № 161-ФЗ).

3. Соответствие Устава муниципального предприятия требованиям законодательства.

 При проверке Устава необходимо определить предмет деятельности муниципального предприятия и установить соответствие устава муниципального предприятия Федеральному закону № 161-ФЗ и муниципальным правовым актам, в том числе в части определения порядка по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, перечисления в бюджет города Омска части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, осуществления контроля за деятельностью муниципального предприятия структурным подразделением Администрации города Омска, уполномоченным осуществлять права собственника имущества муниципального предприятия города Омска. Особое внимание следует обратить на наличие в уставе муниципального предприятия обязательства со стороны предприятия по выполнению утверждаемых в установленном порядке показателей экономической эффективности деятельности муниципального предприятия.

9.2. Проверка установленного порядка и эффективного использования имущества, находящегося в пользовании муниципальных предприятий

Вопросы проверки:

1. соблюдение требований правовых актов использования муниципальным предприятием муниципального имущества;

2. эффективность использования муниципального имущества, находящегося в пользовании муниципального предприятия;

В процессе проведения проверки необходимо ознакомиться с документами, предоставляющими право муниципальному предприятию на использование муниципального имущества, обращая внимание на:

- цель и предмет использования муниципального имущества;

- порядок владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом;

- порядок самостоятельного распоряжения оборотными финансовыми средствами, нематериальными активами, движимым имуществом;

- ведение в установленном порядке бухгалтерского учета закрепленного за муниципальным предприятием имущества, а также учета зданий, сооружений и их частей, и результатов хозяйственного использования муниципального имущества;

- порядок осуществления необходимых мер по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению муниципального имущества за счет средств муниципального предприятия;

- ведение в установленном порядке необходимой документации, актов приема-передачи на все действия по передаче, реконструкции, восстановлению и ремонту муниципального имущества;

- порядок проведения инвентаризации имущества;

-порядок списания муниципального имущества;

- порядок обеспечения сохранности, возмещения материального ущерба и убытков, вызванных ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств по исполнению, содержанию и хранению имущества;

- порядок представления отчетности о состоянии и результатах использования имущества в структурное подразделение Администрации города Омска, осуществляющее функции по управлению муниципальным имуществом города Омска, отраслевой департамент Администрации города Омска в пределах их компетенции;

-осуществление структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим функции по управлению муниципальным имуществом города Омска, контроля за эффективностью использования и сохранностью имущества, переданного муниципальному предприятию в хозяйственное ведение.

Следует обратить внимание на физическое состояние имущества, не допускаются ли случаи бесхозяйственного обращения с ним, обеспечена ли сохранность имущества (организован ли складской учет, заключен ли договор о полной материальной ответственности, проводится ли своевременно текущий ремонт, капитальный ремонт). Нет ли на предприятии неиспользуемого имущества.

При проверке порядка закрепления за муниципальным предприятием муниципального имущества необходимо обратить внимание на следующее:

- закрепление имущества за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения может производиться при их учреждении и в процессе осуществления деятельности структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим функции по управлению муниципальным имуществом города Омска;

- наделение муниципального предприятия имуществом, за исключением денежных средств, оформляется актом приема-передачи;

- имущество, закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, учитывается на балансе данного муниципального предприятия;

- имущество, приобретенное муниципальным предприятием по сделкам, поступает в его хозяйственное ведение, учитывается на балансе данного муниципального предприятия.

В ходе проверки необходимо проверить в целом порядок отражения в учете формирования имущества муниципального предприятия. Необходимо помнить, что имущество муниципальных предприятий учитывается на балансе по источникам формирования, установленным уставом, к которым относятся:

- имущество, переданное в виде взноса в уставный фонд муниципального предприятия;

- имущество, переданное на праве хозяйственного ведения, сверх сумм уставного фонда;

- имущество, приобретенное предприятием за счет прибыли, полученной в результате коммерческой деятельности и остающейся в распоряжении муниципального предприятия;

- имущество, приобретенное или созданное за счет средств, полученных муниципальным предприятием из бюджета города на безвозмездной основе на капитальные вложения муниципального предприятия;

- средства, полученные муниципальным предприятием в виде заимствований, с соблюдением Порядка осуществления заимствований муниципальными унитарными предприятиями города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 19.04.2006 № 348;

- доходы, поступающие от участия предприятия в уставных капиталах других организаций.

В процессе проверки следует установить:

- созданы ли руководителями муниципальных предприятий комиссии по списанию материальных ценностей;

- обеспечено ли представление в структурное подразделение Администрации города Омска, осуществляющее функции по управлению муниципальным имуществом города Омска, пакета документов, необходимого при выбытии материальных ценностей.

- сохранность, рациональность использования, своевременную реконструкцию, восстановление и ремонт имущества переданного в пользование муниципальному предприятию;

-представление отчетности о деятельности муниципального предприятия структурному подразделению Администрации города Омска, уполномоченному осуществлять права собственника имущества муниципального предприятия города Омска, по формам и в сроки, установленные муниципальными правовыми актами; обеспечение своевременного представления бухгалтерской документации и материалов по финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия для проведения проверки по требованию структурного подразделения Администрации города Омска, уполномоченного осуществлять права собственника имущества муниципального предприятия города Омска;

Результаты проверки должны быть нацелены на эффективное и рациональное использование имущества используемого муниципальным предприятием.

Кроме того, проверяется соблюдение финансовой дисциплины при эксплуатации основных средств:

- анализ движения основных средств позволяет определить, за счет чего произошло снижение: начисленной амортизации, выбытия основных средств, переоценки.

- анализ увеличения стоимости основных фондов показывает источники возрастания стоимости: за счет приобретения основных средств, за счет их безвозмездного получения, за счет переоценки.

При проверке использования муниципальным предприятием земельных участков необходимо обратить внимание на то, что муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

9.3. Проверка наличия согласия собственника имущества муниципального предприятия на:

- участие муниципального предприятия в коммерческой или некоммерческой организации;

- распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими муниципальному предприятию акциями;

- продажу принадлежащего муниципальному предприятию недвижимого имущества, сдачу его в аренду, в залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распорядиться таким имуществом;

- совершение сделки, связанной с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества;

- сделку, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя муниципального предприятия;

- совершение крупной сделки;

- совершение иных сделок, предусмотренных уставом муниципального предприятия.

9.4. Проверка правильности отражения деятельности муниципального предприятия в бухгалтерском учете

Вопросы бухгалтерского учета и отчетности регулируются Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, другими нормативными актами и методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

Следует проверить проведение обязательной аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности муниципального предприятия города Омска за проверяемый период (статьи 20, 26 Федерального закона № 161-ФЗ, статья 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", Решение Омского городского Совета от 26.12.2007 № 88 "О правилах проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления  обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности муниципального предприятия города Омска").

Проверка правильности отражения деятельности муниципального предприятия в бухгалтерском учете включает в себя проверку полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской отчетности с данными аналитического учета, а также проверку фактического наличия, сохранности и правильности использования материальных ценностей, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов.

Основные вопросы проверки:

1. проверка учета основных средств:

- порядок организации и ведения синтетического и аналитического учетавсех принадлежащих муниципальному предприятию основных средств;

- правильность отнесения ценностей к основным средствам,;

-правильность оформления материалов инвентаризации основных средств и отражение результатов инвентаризации в учете;

- наличие и сохранность основных средств;              

- правильность отражения в учете капитального ремонта основных средств;                                        

- правильность начисления амортизации;                  

- правильность определения балансовой стоимости основныхсредств;

- правильность отражения в учете операций поступления, внутреннего перемещения и выбытия основных средств;

2. проверка финансовых вложений:

- проверить и подтвердить правильность оформления   

Вложений материалов инвентаризации финансовых вложений и отражения результатов инвентаризации в учете;

- изучить состав финансовых вложений по данным первичных

документов и учетных регистров;           

-определить рентабельность финансовых вложений;        

-проверить правильность отражения в учете операций с финансовыми вложениями.      

3. проверка формирования доходов муниципального предприятия, своевременности и правильности отражения их в бухгалтерском учете.

При проверке формирования доходов муниципального предприятия следует иметь в виду, что в соответствии с гражданским законодательством муниципальные предприятия являются коммерческими организациями, имеющими в качестве своей основной цели извлечение прибыли.

Следует отметить, что установление тарифов на услуги, предоставляемые  муниципальными предприятиями, если иное не предусмотрено федеральными законами, входит в компетенцию органов местного самоуправления. Решением Омского городского Совета от 05.07.2006 № 377 "О Порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений" утвержден порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

В ходе анализа тарифной политики муниципального предприятия необходимо определить: утверждены ли тарифы муниципальному предприятию согласно действующим муниципальным правовым актам, проанализировать динамику изменения тарифов, проверить обеспечивает ли тариф экономическую обоснованность расходов;

4. проверка обоснованности и целесообразности произведенных расходов.

При проверке обоснованности произведенных муниципальным предприятием расходов производится анализ затрат по наиболее емким составляющим затрат, таким как заработная плата, затраты на приобретение материальных ценностей и оплату услуг, налоговые платежи.

Анализ расходов на оплату труда производится в сравнении фактических размеров фонда оплаты труда с фондом оплаты труда, утвержденным в программе муниципального предприятия на проверяемый период, и фондом оплаты труда по штатному расписанию.

Проверяется соблюдение планового размера численности персонала, сравнение фактической численности работников и численности по штатному расписанию.

Также поверяется наличие у муниципального предприятия Положений по оплате труда и премированию. Отсутствие вышеуказанных документов позволяет руководителю устанавливать неограниченные размером надбавки, что отрицательно сказывается на результатах деятельности муниципального предприятия. Типичным нарушением является начисление руководителю муниципального предприятия выплат сверх сумм, установленных контрактом (трудовым договором) и не санкционированных собственником.

При анализе расходов на приобретение материалов (работ, услуг) следует обратить внимание на договоры с поставщиками продукции (работ, услуг), ценовую политику, а также на соблюдение законодательства в части осуществления закупок для муниципальных нужд.

Кроме того, следует проанализировать уровень общехозяйственных расходов, а также размер и обоснованность прочих доходов и расходов муниципального предприятия.

5. проверка правильности формирования финансового результата:

- оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата;

- подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета.

- проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от продаж;

- проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от прочих доходов;

- проверка правильности формирования и использования чистой прибыли;

- анализ убытков, причиненных муниципальному предприятию виновными действиями (бездействием) руководителя, в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия (статья 25 Федерального закона № 161-ФЗ);

6. проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками,дебиторами и кредиторами:

         -правильность оформления первичных документов по  поставке товаров и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности дебиторской задолженности;

-полнота и правильность проведенных инвентаризаций расчетов с дебиторами и кредиторами, и отражения их результатов в учете Необходимо проверить проводится ли обязательная инвентаризация расчетов перед составлением годового отчета, провести оценку состояния дебиторской задолженности (по срокам платежей), проанализировать динамику дебиторской задолженности, посмотреть какой удельный вес занимает задолженность во всех активах муниципального предприятия, соотнести ее с размером кредиторской задолженности;

- своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности;

7. проверка расчетов по претензиям и возмещению материального ущерба.

В ходе проверки необходимо провести анализ претензий, выставленных муниципальным предприятием, и претензий, предъявленных муниципальному предприятию. Уровень претензионной работы является качественным показателем деятельности муниципального предприятия;

8. проверка расчетов по кредитам и займам:

- проверить правильность оформления и отражения насчетах бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредитов банка;

- подтвердить целевое использования кредитов банка;

- проверить обоснованность установления и правильность расчета сумм платежей за пользование кредитами банков и их списание за счет соответствующих источников;

- проверить правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета займов, полученных у других организаций и физических лиц.

9.5. Проверка полноты и своевременности перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в доход бюджета города Омска

В ходе проведения проверки осуществляется проверка выполнения финансового плана, анализ формирования доходов муниципального предприятия, анализ обоснованности расходов муниципального предприятия, в том числе формирование фонда оплаты труда (выплаты, надбавок, пособий и пр.).

При проверке данного вопроса следует руководствоваться статьей 295 ГК РФ, статьей 17 Федерального закона № 161-ФЗ, в соответствии с которыми собственник имеет право на получение части прибыли, полученной от использования имущества, переданного муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, Решением Омского городского Совета от 18.06.2008 № 148 "О порядке определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий города Омска, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей зачислению в бюджет города Омска", Решением Омского городского Совета от 02.11.2005 № 292 "Об утверждении размеров части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, подлежащей зачислению в бюджет города Омска", Постановлением Мэра города Омска от 08.08.2008 № 700-п "Об установлении Порядка перечисления муниципальными унитарными предприятиями города Омска в бюджет города Омска части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей".

Проверка выполнения финансового плана имеет большое значение, так как в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отчисления от прибыли муниципального предприятия формируют доходы бюджета муниципального образования. Проверка проводится с целью анализа финансовой дисциплины предприятия, а также выявления отклонений от плановых показателей.

9.6. Проверка использования муниципальным предприятием средств бюджета города.

Муниципальные предприятия могут получать субсидий из бюджета города на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (статья 78 БК РФ).

Основным правовым актом, регулирующим учет получения и использования бюджетных средств коммерческими организациями, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н.

Необходимо проверить:

-выполняются ли условия и порядок предоставления субсидий;

-соблюдается ли возврат субсидий в случае нарушения условий предоставления.

-При проверке следует обратить внимание на целевое использование финансовых средств, предоставляемых муниципальному предприятию из городского бюджета.

9.7. Экономический анализ финансового состояния муниципального предприятия

Экономический анализ финансового состояния муниципального предприятия проводится в целях получения объективной оценки платежеспособности муниципального предприятия, его финансовой устойчивости и эффективности деятельности.

В ходе проведения экономического анализа необходимо проверить осуществление подготовки, представления и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия за проверяемый период и представление отчетности о деятельности и долговых обязательствах муниципального предприятия города Омска (статья 20 Федерального закона № 161-ФЗ, статья 2, 2-1 Решения Омского городского Совета от 21.02.2007  № 436 "Об утверждении нормативных документов по совершенствованию работы муниципальных предприятий города Омска").

Исходные данные для проведения анализа:

- бухгалтерский баланс (форма № 1);

- отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

- отчет об изменениях капитала (форма № 3);

- отчет о движении денежных средств (форма № 4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

В ходе проверки оценивается достаточность и эффективность использования собственного имущества, оборачиваемость, эффективность использования имущества муниципального предприятия.

В состав показателей, характеризующих различные аспекты деятельности муниципального предприятия, включаются:

- показатели платежеспособности и финансовой устойчивости;

- показатели использования внеоборотного капитала;

- показатели использования оборотного капитала;

- показатели рентабельности;

- показатели ликвидности;

- показатели обеспеченности собственными средствами;

Анализ финансового состояния муниципального предприятия также может проводиться в сравнении с предыдущими периодами деятельности муниципального предприятия, анализируются темпы изменения:

- выручки;

- себестоимости;

- прибыли;

- численности персонала;

- рентабельности операций с недвижимостью;

- части прибыли, отчисляемой собственнику;

- дебиторской и кредиторской задолженности и др.

Результаты анализа финансового состояния муниципального предприятия позволяют сделать вывод о рациональном использовании активов муниципального предприятия, а также формируют информацию для оценки эффективности его деятельности с позиции собственника.

В ходе проверки целесообразно провести расчет стоимости чистых активов муниципального предприятия с целью выполнения требований ст. 15 Федерального закона № 161-ФЗ.



Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Личном кабинете» вы сможете посмотреть результаты по каждому отправленному вами обращению или запросу
Вакансии

Вакансии

Номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей
Авторизация